БОЕВАЯ РИТОРИКА. СЛОВО КАК ОРУЖИЕ.
20-21 сентября 2014 года я посетил данный тренинг на площадке тренингового центра Синтон. Ведущий Дмитрий Устинов.
Цель белой риторики – найти истину, компромисс.
Цель чёрной риторики – доминирование, достижение своей цели даже через выигрыш-проигрыш.
Креативность и остроумие в речи.
Речь можно разложить на две основные составляющие:
1. форму (как мы говорим: энергетика, уверенность, техника) и
2. содержание (что мы говорим: креативность, импровизация, остроумие, аргументация).
Креативность – это «творческость»: умение говорить оригинально, нестандартно, нешаблонно, умение генерить новое (быть творцом). Остроумие – частный случай креативности.
В жизни только 5-10% креативных людей. Но это не значит, что данную область нельзя развить и тренировать!
Концентрация внимания – умение сфокусировать его на объекте и удерживать его долгое время на нём, даже если объект неинтересен - важнейший инструмент оратора!
У оратора одна главная роль – сильный уверенный человек! Поэтому его задача не развалить форму, поддерживать энергетику свою и зала, знать направление, не растекаться по древу.
Читателю может показаться – и что тут такого В жизни, когда перед тобой даже 30 человек – концентрация и удержания всех составляющих выступления довольно непростое занятие и требует тренировки! Для этого и нужен подобный тренинг.
Ассоциативность и виды ассоциаций
Остроумие и креативность основаны на скорости и богатстве ассоциативного мышления. Ассоциативность (лат.) – связь чего-то с чем-то (смысловая в нашем случае). Виды ассоциаций:1. Ассоциации 0-ого порядка (синонимы, словарный запас). Активный словарь у обычного культурного человека в среднем составляет 2000 слов (у Пушкина для примера он составлял 25000 слов, у Шекспира - 20000 ;)), а пассивный – 30-40 тысяч слов. Задача – переводить слова из пассива в актив. Получим «богатую» речь
2. Ассоциации 1-ого порядка. Не синонимы, но рядом находящиеся – так называемый ближний круг. Таким образом, креативность – это скорость и богатство ассоциаций 0ого и 1ого порядка.
3. Ассоциации 2-ого порядка. Дальний круг. Здесь живут юмор и остроумие.
4. Ассоциации 3-его порядка. На грани понимания. Тонкий юмор
5. Ассоциации 4-ого порядка. За гранью понимания. Сам автор ещё понимает, но не люди
Это была первая часть тренинга. В больших и малых группах делали многочисленные упражнения на различные виды ассоциаций. Одно из самых популярных и даже, ставшего разминочным – пинг-понг ассоциациями.
Убеждающая речь
Вторая часть была посвящена темам Убеждающая речь и ответы на каверзные вопросы. Цель убеждающей речи – повлиять на сознание людей.Ключевой момент – необходимо искренне верить в то, что говоришь И хороший оратор должен уметь доказать всё, что угодно. То есть быть софистом, которые считали, что правда относительна, а не сократом, который был сторонником одной истины!
Далее, мы учились находить аргументы и доказательства для абсолютно противоположных утверждений
Композиция (от лат. Компос - сочетание чего-то с чем-то, структура и последовательность её частей) убеждающей речи:
1. Вступление (захват внимания, тема).
2. Проблематизация (создание психологического напряжения).
3. Обоснование решения (аргументация, доказательства, иллюстрации, примеры).
4. Завершение, резюме.
Виды аргументации:
1. Логическая (обращена к мозгам, сознанию). Действует больше на мужчин.
2. Эмоциональная (это в чистом виде манипуляция). Плюс – она сильнее. Минус – она недолговечная. Действует больше на женщин.
3. Метафоры (от греч. - перенос откуда-то куда-то), примеры, поучительные истории.
Порядок аргументации – используется правило Сократа «5 гвоздей».
Приёмы ответов на вопросы. В том числе каверзные
Приёмы ответов на вопросы:1. Развёрнуто, по существу. Учились отвечать так на закрытые вопросы.
2. Отказ с обоснованием.
3. Импровизация на тему.
4. Ответ метафорой.
5. Подарить внимание. Для «задиристых» слушателей
6. Отложенный ответ.
7. Утилизация (помех и агрессий). Использование ситуации себе на пользу.
8. Остроумный ответ. Юмор обесценивает всё, на что он направлен.
9. Вскрытие смысла. Для «задиристых» слушателей
10. Компенсация. Не отрицается предложенная информация, но на неё накладывается дополнительная своя, которая её компенсирует.
Все изложенные элементы прорабатывались на тренинге в больших и малых группах. Тренинг, двухдневный, очень динамичный и интересный. Является одним из тренингов по ораторскому искусству Дмитрия Устинова, которые я всем, кто хочет потренировать в себе навыки оратора – очень рекомендую!
Комментарии