Что поможет убедить сотрудников экономить в пользу бизнеса.
В августе издательство журнала Финансовый Директор и Системы Финансовый Директор пригласили меня выступить на форуме-конференции.
Тема: Что поможет заставить сотрудников экономить не в ущерб бизнесу. Формулировка названия темы мне не очень понравилась, поэтому здесь я её переименовал. Но суть темы мне была близка и поэтому я с удовольствием принял приглашение, чтобы поделиться с коллегами своим опытом и потренироваться в публичных выступлениях.
Что поможет убедить сотрудник...
Слайд № 1
Здравствуйте, Уважаемые Коллеги!Тема моей сегодняшней презентации:
ЧТО ПОМОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ СОТРУДНИКОВ ЭКОНОМИТЬ НЕ В УЩЕРБ БИЗНЕСУ.
Немного представлюсь.
Меня зовут Дмитрий.
Я закончил МИФИ по специальности инженер-физик и МИРБИС (программу МВА) по специальности финансовый менеджмент. Имею публикации в журнале ФД.
Слайд № 2
В компании «Артпласт» я отвечаю за такие основные направления, как: управленческий учёт, экономика и анализ хозяйственной деятельности, внутренний контроль, бизнес-процессы и риск-менеджмент.Компания Артпласт – торгово-производственная компания на рынке В2В, это торговля п/э продукцией (пакеты, пакеты с логотипом заказчика, одноразовая посуда, хоз товары и упаковочная плёнка).
Средняя численность торгового персонала 430 человек, у компании 11 филиалов в Москве (в том числе и крупно оптовый склад) и 4 региональных филиала: Нижний Новгород, Санкт Петербург, Ростов-на-Дону и Екатеринбург.
Слайд № 3
Для успешного (эффективного) решения любой задачи по отношению к её исполнителям необходимо соблюдение 2х ключевых условий:1. Нравится и хочу.
2. Могу и получается.
После чего можно выстраивать мотивацию.
Пункты 1 и 2 проверяются на моменте отбора и конечно требуют внимания в процессе дальнейшей эволюции. Уже на этапе отбора можно также перед сотрудником ставить задачу об «экономии» наряду с непосредственными обязанностями.
Слайд № 4
У меня в отделе трудится 7 экономистов разной категории (младшие, старшие и в том числе старший экономист-контролёр), программист 1С и мотивация выглядит следующим образом:1. За любую идею, ведущую к улучшению - сотрудник получает небольшую премию (n).
2. За реализованную идею – премию 5n плюс экономический эффект за месяц.
Как правило, это относится к увеличению производительности труда.
3. Если это разовое улучшение – то % от суммы экономии.
4. Если экономический эффект подсчитать сложно, то включается субъективная оценка руководителя. Привязаться в данном случае можно к трудозатратам сотрудника на реализацию идеи.
Идея и её эффект от реализации, трудозатраты на реализацию и срок окупаемости обсуждаются с руководителем и принимается решение о целесообразности внедрения идеи.
Таким образом, каждый сотрудник может, как увеличить свой доход, так и принести пользу компании. И что самое ценное – присутствует элемент творчества и возможность проявить себя. Происходит взаимовыгодное сотрудничество сотрудника и компании, что в природе называется симбиозом.
Слайд № 5
В описанной выше модели каждый сотрудник – это центр генерации идей об экономии (в том числе повышения производительности) и их реализации.Также замечательна модель, когда выделяется сотрудник (на уровне отдела, компании), в обязанности которого входит инвентаризация обязанностей других сотрудников и основных и вспомогательных бизнес-процессов.
В такой модели, выделенный сотрудник может, как находить узкие места, так и реализовывать их улучшение, а может только находить, а реализация будет передаваться сотруднику, непосредственно отвечающего за бизнес-процесс. Премия за эффект будет делиться в последнем случае в какой-то пропорции между двумя участниками.
И наконец, очевидно, имеет право на жизнь третья модель – смешанная, когда каждый сотрудник нацелен на улучшение и есть выделенный сотрудник (помощник руководителя), задачей которого также является поиск улучшений.
В моём отделе реализована именно третья модель. В том числе в отделе есть сотрудник, исследующий бизнес-процессы компании в рамках минимизации рисков.
Слайд № 6
Области применения экономии (увеличения производительности):1. Основная – это бизнес-процессы взаимодействия между сотрудниками и отделами.
2. Локальная – это автоматизация в области программного обеспечения и
3. бизнес-процесса самого сотрудника.
Слайд № 7
Таким образом, в отделе внедряется идея японской системы кайдзен.Кайдзен – это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Кайдзен с японского языка переводится, как «непрерывное совершенствование».
В отличие от инноваций, система кайдзен не требует больших инвестиций и внедрений с сопутствующими им рисками, является более гибкой и предполагает на длительном промежутке времени соответствующий успешным инновациям экономический эффект.
Слайд № 8
И в заключении немного о контроле.Каждому руководителю необходимо помнить о том, что:
1. Подобная система требует определённых временных ресурсов, а значит денег. Оценить затраты компании на поддержание системы можно по простой формуле: 2*доход сотрудника в месяц*время на проект.
2. Максимальный эффект данный подход принесёт при системном подходе (1-2 раза в год или чаще в зависимости от задач) и
3. Самое главное – при непосредственной заинтересованности и участии самого руководителя.
Есть много рассуждений на тему, как правильно воспитывать детей. Мне нравится такой ответ: делайте и поступайте сами так, как вы хотите, чтобы поступали ваши дети!
Поэтому только личный пример руководителя будет поддерживать систему и воспитывать сотрудников.
Сколько времени уделять? Всё зависит от запущенности ситуации и поставленных целях. В нормальных условиях – это 5-10-20% рабочего времени в зависимости от ранга сотрудника и решаемых им задачах и конечно есть прямая зависимость с размерами компании.
Что такое, для примера оценки, 5% рабочего времени? Это 1 рабочий день или 8 рабочих часов в месяц или 25 рабочих минут в день. Разумеется в жизни не выделяется каждый день ровно 25 минут на такой проект. Реально – в процессе труда сотрудник смотрит на свои задачи сквозь призму оптимизации и в какой-то момент приходит озарение. И порой на реализацию идей да, будет уходить в среднем по 25 минут в день. Правда и мозговые штурмы никто не отменял!
Очень помогает данному подходу естественная ротация сотрудников в период отпусков. Задача руководителя – сделать акцент на улучшениях и не забыть провести опрос после.
Слайд № 9
Коллеги, на этом у меня всё!Всем Удачи в делах и Спасибо за внимание!
Готов ответить на Ваши вопросы!
И буду очень признателен за обратную связь и, если Вы поделитесь своим опытом в данной области!
Комментарии